Нотная запись

Больно хочется что-нибудь рассказать, расскажу вот вам в двух словах про нотную запись. Ну мало ли — нужно будет эрудицией блеснуть или террористы зашифруют код от бомбы в нотах, всякое бывает.

Базарю, там всё просто. Музыка она, как в этом бложике говорится, для всех. Кстати, я не то чтобы гранд-мастер преподаватель музыкальной грамоты — просто с музыкальной школы прочно всё отложилось, больно люто я сольфеджио (дисциплина, изучающая эту самую грамоту) не любил.

Короче к сути. Вот лист нот. Соглашусь, на первый взгляд смотрится жутко. Но разложим на элементарные составляющие и всё станет прозрачнее.

score

Вот эта штуковина называется нотный стан. Пять линий. Линии, как и отступы между ними, обозначают высоты звуков. Чем выше по вертикали — тем выше звук. Логично же.

1

Вспоминаем кошку на такси.

2a

Вот эти овалы и есть ноты. Как видите, ничто не мешает нарисовать дополнительную линию, в данном случае для первой «До», если нота не уложилась в диапазон нотного стана. Уже хватит, чтобы простенькую мелодию записать (не в обиду Авичи). После «Си» всё просто повторяется заново и так до бесконечности.

3a

Про эту новую «До», говорят, что она на октаву выше, чем первая. В следующем «цикле нот», его первая «До» уже будет на две октавы выше. Однако, помимо высоты у ноты есть и другой параметр — длительность. Да вот тупо, скока этой ноте время уделить. Рисуем к овалу штиль. Это вот такие палки.

4

Так уж условились, что к ноте «Си» и всем последующим, штиль рисуют уже не вверх, а вниз. Никакого особого замысла тут нет — просто чтоб палки сильно высоко не торчали.

Пририсованный к овалу штиль означает, что этой ноте нужно уделить время в два раза меньшее, чем той же ноте, но без штиля. Проще — нота № 1 будет звучать по времени в два раза меньше, чем нота № 2.

5

Возникает вопрос: а сколько конкретно-то нота должна звучать? В чём это измеряется, в секундах? Открываю тайну: никто не знает, сколько по времени должна звучать конкретная нота. Ни вы, ни я, ни Спиваков. Бах знал, но никому не рассказал :)

Всё что есть — это чувство ритма. Есть в нас, в людях, какой-то механизм, способный отмерять ритм более или менее одинаково для всех. Бог его знает — частота ли биотоков в мозгу, сердцебиение ли, синхронизация ли с мозговым сервером в чёрной дыре… Просто услышав какой-то ритм, вы сможете стучать в такт ручкой об стол — вот и синхронизировались. Разумеется, композитор знает, в каком темпе должна играться его пьеса. Иногда он не сильно дотошен и пишет над нотным станом что-то вроде Andante (преимущественно вся музыкальная терминология — итальянская), что переводится как «спокойно, не спеша». Вот, пожалуйста, спокойно, не спеша и играйте эти ноты.

6a

Кстати, написать название ритма по-русски — не преступление, можно и так. Иногда, композитор дотошен и явно указывает темп — 105. Это кол-во «тиков» метронома в минуту. Тут пошли тонкости — совершенно несложные, но нам сейчас ненужные.

7

Что же это такое, все наши варианты — это всего лишь укоротить ноту в два раза? А если надо ещё быстрее? Закрасим овалы. Теперь ноты стали в два раза короче, чем полые.

8

Хотим ещё быстрее? Рисуем к штилям флажки — наши ноты станут ещё в два раза короче.

9

Ещё быстрее? Рисуем ниже второй флажок.

10

Ещё быстрее? Уже рискованно, но спид-метал дело славное — рисуем третий флажок. Теоритически, этому процессу нет предела, но мы же всё-таки хотим, чтобы нашу пьесу хоть кто-то смог сыграть, да?

Разумеется, все эти скорости можно комбинировать, тогда наш рисунок уже начинает походить на что-то всамомделешнее.

11

Если подряд идут несколько нот с флажками, то их, для скорости и аккуратности, соединяют одной перекладинкой — опять же ничего хитрого, то же самое, что мы соединяем буквы, когда пишем от руки. Количество перекладинок показывает, какой скорости ноты под перекладинками заключены — оно соответствует количеству флажков у соединяемых нот. Если под «одной крышей» оказались ноты разных скоростей, то и число перекладинок меняется под стать ноте слева.

12

Идём дальше. Я думаю, можно вообще никак не пускать музыку в свою жизнь, но всё равно знать в глаза вот этого парня.

13

Это скрипичный ключ. Название такое. Своим крючком-животиком он цепляется за ноту «Соль» нотного стана. Нужен он для того, чтобы явно указать диапазон нот конкретно этого нотного стана. Выходит, вначале, я позволил себе вас обмануть: только теперь у нас здесь кошка ехала в такси — скрипичный ключ явно указал, как ноты живут на этом нотном стане. Дело в том, что этот диапазон очень удобен как раз для скрипки — всё компактно в небольших пределах записывается. Поскольку традиционно, скрипки и близкие по тембру инструменты являются костяком оркестра, ключ и назвали скрипичным.

14

Но такой небольшой диапазон нот не всех устраивает — в оркестре вона скока инструментов, да и на фортепиано явно больше клавиш! Чтобы расширить диапазон нотного стана придумали ещё один ключ — басовый. Вот такой вот чел.

15

В принципе, всё то же самое, только теперь другой диапазон нот. Поскольку, это усложнение не вглубь, а вширь, не будем за него цепляться.

Но не уж-то можно прям так бессистемно лепить ноты и все всё поймут? В общем, что-то действительно уже будет ясно, но кое-что упущено. Такты. Такты отделяются вертикальными линиями.

16

Такты, состоящие из нескольких нот, будут нашей новой единицей измерения пьесы. Можете воспринимать их как предложения, где ноты — это слова. Только примите, что все предложения обязательно должны быть одной длины: если мы так условимся, то для нас не будет неожиданностей в ритме походу произведения — мы всегда сможем положиться на наш внутренний метроном.

Само собой, есть композиторы, которым тесно в одном только обозначенном вначале ритмическом рисунке — они воротят всяческие изменения по ходу — вот у них как раз наши «предложения» и меняют длину. Но это случается не часто. Уверяю вас, почти вся современная музыка укладывается в размер 4/4. Что это я сейчас такое написал? Что ж, для начала, 4/4 это некая дробь, которую мы пишем вначале нотного стана, но после скрипичного ключа.

17

На всякий случай: в музыке говорят не «четыре на четыре», а «четыре четверти». Эта запись говорит нам: «В одном такте должно быть 4 четвертных ноты». Четвертные ноты — это какие? Так те самые, что в 4 раза короче.

18

Разумеется, никто не запрещает нам как угодно упаковывать ноты в отведённый размер, лишь бы красиво было :)

В общем, теперь вы уже можете с умным видом тыкнуть в ноты и сказать: «А это вот то-то и то-то», — восхищённые охи и ахи прилагаются.

Очевидно, что на настоящих, «боевых» нотах всяких закорючек и символов больше. Но это в другой раз.