FLCL и комментарии

В 13-й раз пересмотрел FLCL. На этот раз в поезде: повезло оказаться в купе вообще одному. Теперь обязательный дисклеймер, что просмотр FLCL — самое лучшее, уважаемое и статусное занятие для преуспевающего человека. Здесь грув, здесь глубина, здесь неадекватный бред и конечно бесконечно прекрасный саундтрек.

Но дело вот в чём. Я уже наизусть знаю реплики персонажей и субтитры не нужны. А недавно нашлись комментарии режиссёра FLCL к каждой серии в виде, как раз таки, подключаемых субтитров. Создатель прямо вместо с нами смотрит аниме и комментирует. Песня же! Сделал выжимку из этих комментариев.

1 серия

Понимание бейсбола появилось у Мамими благодаря старшему брату Наоты — Таску. В этой сцене Наота замечает, что Мамими неправильно держит биту. Она не левша, но держит биту, как держал бы левша, ведь Таску — левша.

По мнению Цурумаки Кадзуи (режиссёр), левши — особенные люди. Цитата: «Им всё даётся легче и… левее». Разумеется, Харуко — левша.

Во время перебивки, «Фури Кури» произносится голосами Мамими, Харуко и Нинамори (дочь мэра города и центральный персонаж в третьей серии).

Изначально аниматоры сочли сцену в стиле манги слишком сложной. После долгих уговоров согласились, но попросили больше никогда такого не делать. Когда этот стиль снова применили в 6-й серии, отец Наоты обрывает сцену и говорит, что аниматоры просили больше не использовать этот приём, потому что это слишком сложно.

В этой сцене создаётся впечатление, что Харуко докладывает обстановку коту Миу-Миу. На самом деле Харуко говорит со своими руководителями через мозг Миу-Миу. Правильнее сказать, Харуко переговаривается по Миу-Миу.

Про надпись на сигарете Мамими, пожалуй, просто вставлю цитату Цурумаки: «Всегда есть лучший путь, но не всем дано пойти по нему, ведь никто не знает, какой путь — лучший. Я подумал, что эта фраза („Never Knows Best“) неплохо отражает веру Мамими в то, что для неё будущего нет».

Далее из головы Наоты вылезает здоровенная роботская рука. Про неё будет интересная деталь во второй серии, а пока просто обозначу.

Мопед «Веспа» из титров принадлежит самому режиссёру аниме — Цурумаки.

2 серия

Когда Харуко говорит, что у Наоты пустая голова, она не шутит. У Наоты буквально пропал мозг. Через его черепную коробку на землю попадает всякое разное из другого мира. «Харуко решила остаться рядом, пока из Наоты не вылезет то, что она ищет».

Котёнка, привязавшегося к Мамими, озвучивает та же сэйю, что и Наоту.

Так вот рука из первой серии. Это была рука робота, который вылезает из головы Наоты во второй серии. Здесь видно, что ему как раз не хватает той самой руки.

3 серия

Почему у Нинамори на толстовке написано «СССР», Цурумаки не рассказал :)

Все пересмотры мне не давали покоя пакеты, из которых пьют Наота и Нинамори в этой сцене. В комментариях наконец объяснили. Это такие витаминизированные напитки. Их производитель обещал проспонсировать аниме, если пакеты появятся в какой-нибудь сцене. Сцену нарисовали, но спонсор пропал и денег не дал.

Здесь вступает внезапная, классическая музыкальная тема. Она явно выбивается из забористого саундтрека аниме. Оказывается, эту композицию постоянно включают на японских спортивных мероприятиях для младшеклассников. Режиссёру анимации показалось забавным использовать её в контексте этой сцены.

4 серия

Цурумаки часто играет в бейсбольные симуляторы, создаёт команду и всегда называет её «Марсианские марсиане». Поэтому в FLCL команда по бейсболу, которую тренирует дедушка Наоты, называется «Марсиане».

У бровей Амарао не просто какая-то рандомная «волосяная» текстура. На самом деле это отсканированные водоросли нори — в которые ролы заворачивают. Текстура используется в крупных планах.

Организация, где работает Амарао, это такой аналог бюро из «Люди в чёрном». Они следят за межпланетной миграцией. Поскольку в голове Наоты открылся портал для пришельцев с разных концов космоса, Амарао начал следить за Наотой. За Харуко тоже следят — она попала на Землю нелегально, и Амарао хочет выяснить зачем.

По словам Цурумаки, будь Наота взрослым — он был бы Амарао.

Имя «Амарао» взято у одноимённого бразильского бейсболиста.

У Канти на экране иероглиф «Огонь». У всех в команде Марсиане он написан на бейсболках, но поскольку Канти не носит кепок, у него «огонь» прямо на экране.

Когда Наота отбивает космический мяч, нам показывают явно разочарованную Мамими. Она поняла, что Наота изменился. У него хватило воли и сил, чтобы «замахнуться и ударить» — центральная идея серии. Мамими поняла, что теперь, в отношениях с Наотой, она не ведущая.

5 серия

Во время взрыва, на мгновение появляются голуби. Это отсылка к боевикам Джона Ву. «В его фильмах вечно эти бессмысленные голуби».

В этой серии продолжается идея того, что Амарао — это взрослая версия Наоты. Когда-то Харуко точно так же использовала Амарао, чтобы вытаскивать из его головы космических гостей. Так же, как и Наота сейчас, Амарао был влюблён в Харуко, не смотря на то, что она использовала его.

6 серия

Амарао рассказывает Наоте про Атомска. Здесь Атомск показан, как мускулистый мужчина с пышными волосами. Так выглядит Атомск в представлении Амарао. Это будет важно чуть позже.

Снова сцена в стиле манги, как в первой серии. Повторюсь: аниматоры эти сцены сильно не любили — сложно делать. Решили показать усталость графически. Ближе к концу сцены, кадры становятся всё более неряшливыми и схематичными.

Эта рука слеплена с руки самого режиссёра Цурумаки.

Символ Атомска — стилизованный и перевёрнутый иероглиф «Взрослый».

Только к этой серии Цурумаки рассказал, почему, собственно, завод Медикал Механика имеет форму утюга. Изначально никакого смысла не было, но по мере вырисовывания сюжета, символ утюга нашёл применение. Здесь идея «разглаживания складок»: сделать неординарных личностей вроде Харуко одинаковыми, скучными.

Атомск является в виде огромной птицы. Так он и выглядит в реальности. Тот мужественный образ, который воображал Амарао, вызван тем, что Амарао ревнует Харуко к Атомску.

В титрах, когда перечисляют сэйю, напротив кота Миу-Миу стоит вопросительный знак. На самом деле его озвучивал, на минуточку, режиссёр Евангелиона — Хидеаки Ано.