Бесконечно прекрасный ответ на The Question от Глеба Симонова.
«Абсолютное большинство офицеров Schutzstaffel хорошо знало Моцарта, Баха, Вагнера и Бетховена. Абсолютное большинство из них читало Гёте и Гейне. Они воспитывались в глубоко нравственной среде, осуждавшей насилие, и во времена их детства они часто слышали поговорку „Jedem das seine“ — „каждому своё“ — нейтральное наблюдение о природе судьбы и личной ответственности в своих взаимодействиях с миром.
И ничто из этого не помешало им повесить её над Бухенвальдом.
Человека развивает не искусство как таковое. Его развивает внутренняя способность искать, сомневаться и задавать вопросы, которая в свою очередь культивируется самим человеком, потому что никто не может за него что-то подумать. Искусство может подгонять эту способность, отсутствие искусства может его тормозить, но в конечном итоге среда играет в этом процессе второстепенную роль.
Именно поэтому искусство не может быть для всех — только для каждого. Именно поэтому оно должно всё время меняться, избегать определений, нарушать традиции, нарушать собственные традиции, быть простым, быть сложным, уходить в области за пределами стандартного кругозора.
Потому что единственная серебряная пуля, которая в принципе может хоть что-то сделать — это та, которой человек готов стрелять по себе».