GTA5

Protagonists-GTAV

Я вообще не играл в предыдущую часть серии, так что для меня изменения, по сравнению с Сан Андреас, разительные. Помню, раньше мы замечали, когда начинаешь запоминать город и уже не встречаешь новых мест. Сан Андреас был здоровый, но всю карту ты таки осваивал где-то на половине сюжета (да и какой там сюжет, просто колесили по улицам и запоминали всё). В ГТА5 же я теряюсь в этом огромном мире и после прохождения сюжета. Тут нет старого деления на несколько городов: есть здоровенный мегаполис, а есть ещё более здоровенный пригород.

grand-theft-auto-v-map-big

Карта сделана максимально проработано, на каждые 100 метров приходится что-нибудь интересное. Очень круто сделаны дорожные развязки — сложно, витиевато, реалистично. Город является калькой с Лос-Анджелеса: и холмы, и пляжи, и виллы, и бизнес-центры, и «голливудская» (здесь «вайнвудская») киноиндустрия — всё на месте. Натурально можно зайти в кино и посмотреть короткометражный фильм. Изначально их три, и в процессе, вроде как, появляется четвёртый.

Если предыдущие части имели какую-то конкретную стилистическую окраску (Майами 80-х, нигерская гангстота, тема иммигрантов из восточной Европы), то ГТА5 вообще обо всём, да плюс ещё колорит современности. Вся вот эта замороченность на IT-индустрии, повальное увлечение йогой и семейной психотерапией, одноклеточные ТВ-шоу, современная киноиндустрия и хлипкость беловоротничкового класса — всё спародировано и обсмеяно с фирменной рокстаровской желчью. Отдельно упомяну одного из играбельных персонажей — Тревора. Эдакая больная фантазия «труженников клавиатуры». Концентрация истинных, неутолимых внутренних желаний. Проще говоря, психопат творящий что ему угодно. У него есть хорошая фраза ближе к концу игры (спойлеры не пропущу, читайте смело):
— Говоря про выгодное сотрудничество и заглядывая вперёд, ты мыслишь рационально. Я же человек иррациональный: мне плевать на выгоду, я просто чувствую, что хочу убить тебя.

337733953

Сценарий выше всяких похвал. Если раньше ГТА имела в запасе несколько шаблонов миссий: принеси то-то, убей того-то, угони нечто — то теперь каждая миссия неповторима. По сюжету просто нет заданий сделанных по кальке. Словно над каждой конкретной миссией работала своя команда сценаристов (а просмотрев километровое полотно титров, я этому не удивлюсь). Что не ограбление, то сюжет для «N друзей Оушена». Никогда не будет «угони автомобиль, только потому что это ГТА». Всё всегда индивидуально и с предысторией, а угоняемое авто вообще может не завестись и надо будет искать другой способ транспортировки.

Когда выходит массовый продукт, всегда есть страх, что создатели пойдут на поводу большинства ради прибылей: зацензурят жесть, упростят повествование, вырежут провокационные темы, а для Рокстар это вообще больная тема — что не игра, то набор судебных разбирательств. Слава богу, они ничему не учатся: градус эпатажности только выше. Жесть жёстче. Аллегории сложнее. Темы опаснее. Нам цинично показывают всю подноготную современного человека, нещадно политую сатирой.

«Истории второго плана» специально подаются, чтобы охватить болезненные аспекты времени. Безхребетный трудяга, боящийся менять свою жизнь и держащийся за юбку своей влиятельной девушки. Типичная, большая IT-компания бездельников под руководством заносчивого молодого гения. Нездоровый трепет вокруг традиционных семейных ценностей. Психотерапевт, обдирающих богатеев просто выслушивая их. Дети пытающиеся выехать на спине богатого отца. И многое-многое другое. Сюжетов вокруг масса. Глаза разбегаются.

Про геймплей. Водить автомобили приятно. Управление очень отзывчивое. То же с самолётами. Особенно круто управлять водным транспортом — вода сделана отлично, вторые по крутости волны после Battlefield 4. На велике гонять по горам ништяк — в общем, что касается транспорта всё сделано как надо. Клёво просто нырять. Клёво прыгать с парашютом. Правда, лично мне было трудно запомнить, где что на геймпаде. Тут или на самом деле огрехи эргономики, либо у меня пока мало консольного опыта — приходится всё перетыкать, пока не вспомнишь, как там крышу у кабриолета свернуть. Стрелять слишком просто — что дробовик, что винтовка долбят в любом радиусе.

Что прямо сильно не понравилось: нельзя просто вырубить противника. Любая рукопашная убивает. Серьёзно, можно случайно толкнуть насмерть. Баги какие-то есть — сложно их точно определить, начинаешь чувствовать, что что-то шероховато прогрузилось: типа как в радиусе нагенерировалось много одинаковых машин, или здоровый грузовик как-то неестественно застрял на месте. Иногда случаются абсурдные задания типа «уйди от копов на здоровой пожарной машине». Или «скройся от преследования на конском трейлере, перевозящем исполинскую бурильную установку». Да, именно полицейская тема вызывает больше всего нареканий. Разница между уровнями розыска (звёздочками) неясна; за что уровень повышается неочевидно; когда тебя видят, а когда ты скрылся — непонятно. Иногда погоню навязывают просто так, потому что так нужно сюжетно, хотя ни одного стража порядка не было за километр. За любое нарушение застреливают насмерть. Хоть одна звезда, хоть пять.

Ушная часть прекрасна. Звуки вкуснющие. Музыка, как сюжетный скор, так и радио — на высоте. Особенно люблю вот эту песню с радио.

Мультиплеерный режим ещё только буду щупать — не знаю пока про него. Всякие там менюшки, окошки и диалоги сделаны удовлетворительно, игровая индустрия в этой теме пока сильно отстаёт (а вот Remember Me вообще не отстаёт =D). Технически игра выжимает из PS3 все мощности, пару раз ФПС таки проседали. Хотя для меня удивительно, как такая громада может показывать весь свой мир без экранов загрузки. То есть технически, прекрасно понимаю, подзагрузка по мере необходимости, все дела, но всё равно удивительно.