Почему-то я с самого начала понял, что занимаюсь в ВУЗе какой-то ерундой и мне там явно не нравится. Чётко понимал: я могу зарабатывать на жизнь дизайном. Понятия не имею откуда взялась эта уверенность.
Моей первой полнорабочедневной работой стала вёрстка еженедельного журнала о животных. Внезапно. Первый раз в жизни я приходил на работу к 9 утра, обедал в час и топал домой в 6 вечера. И мне сразу не понравилось. В голове были очень невесёлые мысли. Вот ты учишься в школе — ты знаешь, что после 11 класса это закончится и «всё изменится». Поступаешь в ВУЗ, в голове держишь — после 5 курса всё закончится и опять «всё изменится». Но вот я вышел на работу и… и осознал: всё, больше ничего не изменится, в 9 на работу, в 6 домой и так до конца. Удручающая идея.
Всю мою жизнь мне совершенно неприлично и изотерично везёт на людей. Повезло и тогда. Моим единственным сотрудником в том журнале оказался потрясающий человек — Влад. Он был редактором, а я дизайнером-верстальщиком. Конечно, у нас был и директор, и менеджер, но они появлялись в офисе дай бог раз в неделю.
С первого дня cразу же принялся упарываться. Приходить раньше и работать. Не ходить на обед и работать. Задерживаться после работы, чтобы работать… Но Влад поставил мне голову на место. Кто бы мог подумать, у меня оказывается есть целый час на обед! Его я с упоением прогуливал в Михайловской роще. Шок: если мне не здоровится, я могу смело сказать об этом главному и отпроситься домой. Совсем охренеть — оказывается ты имеешь право получать зарплату вовремя и в полном объёме! Всем этим удивительным истинам научил меня Влад. Я частенько подмечаю у соотечественников синдром задержавшегося крепостного права. Ох, если бы не Влад, возможно, я бы пополнил эти нежелательные ряды. Уважать себя, как сотрудника — вот что такое для меня Влад. Тут я позволю дисклеймер: естественно, это всё справедливо при условии, что ты действительно прилежный сотрудник, который так же строг к себе, как и к условиям труда — теперь, когда это точно ясно, не будем больше к этому возвращаться.
А потом Влад уволился. И я стал работать в офисе совсем один. Совсем-совсем. То было какое-то время в параллельной реальности, сложно что-то вспомнить оттуда. Помню, что на свою первую зарплату купил отличные наушники Sennheiser HD 280 Pro. Они и по сей день служат мне верой и правдой, ни разу не ломались, до сих пор свожу в них музыку. Наверное, когда они сломаются, пройдёт моя внутренняя эпоха.
Тот журнал про животных в последствии закрылся, но я в обиде не остался. Директор позвала меня работать в издательство Водолей, где она работала главбухом. В Водолее мне предстояло готовить к печати две еженедельные газеты — «Авторынок» и «Рынок Недвижимости». Две еженедельные газеты за одну неделю. В ту пору я научился работать очень быстро. Если Eminem поёт про себя Rap God, я мог смело называть себя Photoshop God. Нет, не подумайте, мы не рисовали там нечто прекрасное, как раз наоборот. Сейчас я говорю именно о скорости, технологичности и оптимизации работы.
Сожалею вот о чём. Тогда я ещё не понимал, что с людьми надо дружить. Я приходил на работу, строго на строго обособлялся ото всех сотрудников и уходил домой. Только много позже я понял, насколько же оказывается может быть хорошо, если дружить с людьми. Но это всё было потом.
В какой-то момент мне показалось, что я перерос Водолей и мне пора работать, господи прости, веб-дизайнером. Не, серьёзно, я же до этого только полиграфией занимался, а тут в веб-дизайн потащило. Известная истина — на свете нет хуже вебдизов, чем полиграфисты. Вот я только потом узнал.
Я устроился в томскую фирму Userstory. Гасподь, как же меня там драли. Я не успевал ничего. Я рисовал ужасно. Я не знал ничего. Страшно представить, я пришёл в веб-студию и хлопал пустыми глазами, когда мне говорили, что иконки должны быть пиксель-пёрфект. Не, не, не, представьте, я садился рисовать новую страницу и делал её вообще любой ширины. 960? 1200? Лол, я просто рисовал прямоугольник на глазок, как понравится — вот моя сетка. Однажды я пришёл на работу, а проектный менеджер, Женька, говорит:
— Переноси компьютер на этаж ниже, будешь теперь около меня сидеть.
— Зачем?
— Будем тебя дрочить.
Женька сказал, Женька сделал. Гасподь. Как же. Меня там. Драли. Глаза были на мокром месте. Домой уходил где-то в 11 вечера. Почти всегда. Арт-директор стоял за спиной и крыл матом медлительность моей работы. Я говорил, что считал себя невероятно быстрым в Фотошопе? Я стал ещё быстрее. Тем не менее, в Userstory я долго не продержался, не выдержал темп. Жалко вот что — даже на тот момент я не понял, насколько это нужная вещь быть в ладах с сотрудниками: насколько это облегчает это жизнь и даже делает её веселее.
Самые главные ошибки на тот момент: неудачи воспринимались как личная трагедия. Не хватало дзена делить профессиональное и личное. Не хватало лёгкости в общении: казалось, если проектный менеджер тебя мучает, значит нужно злить в ответ. Очень неприятно вспоминать тогдашнего себя. Тогда я ещё не знал секрета. Но про секрет позже.
Потом я работал в Центре Семейной Медицины придворным дизайнером. Полиграфичка, попиливал их сайтец — вообще несерьёзно. Не могу взять в толк, что я там делал, но платили сносно, да и директор меня любил (всех остальных ненавидел, все остальные в долгу не оставались).
А потом, совершенно случайно, свершилось прекрасное. Меня позвали на собеседования в какую-то фирму на главпочтамте. Я даже названия не запомнил. Директор после телефонного разговора вообще показался каким-то наркоманом. Совершенно не на что не рассчитывая пришёл туда. То была студия Avaj.
Ну короче Аважику я пел дифирамбы ни раз и не два. Если всё что со мной происходило до этого было чисто технической прокачкой, то Аваджей прокачал на другой порядок. Впервые в жизни я осознал, какой же кайф дружить с коллективом. Ну и самое главное, я узнал секрет™. Эту мысль я уже писал, но напишу ещё, ещё и ещё.
Хороший результат — это не цель. Приятный процесс + результат — вот это цель. Тебе не нужно пилить на износ всего и вся вокруг гениальный продукт, это не та цель. Но если люди вокруг тебя счастливы: и арт-директор, и технари, и клиент — вот это цель. Удовольствие от работы, срок выполнения работы — такие же параметры крутости конечного продукта, как и всякий там трендовый дизайн.
Рабочие неудачи перестали попадать внутрь меня. Я начал уходить домой с совершенно спокойной душой. Уж не знаю, есть ли связь, но и приходить на работу я стал совершенно без напрягов, без понедельников.
Таков мой главный, приобретённый скил за пройденный стаж: кайф от работы с людьми. А дизайн нафиг шёл азаза задрался уже блин в Фотошопике 6 лет рисовать нужно в артдиры переучиваться скока можна уже ололо.