Донат

Долго не мог понять, почему воротит от фритуплейных игр с донатом. Вроде как и графенчик ок, и сеттинг симпотиный, и даже играть местами весело… но почему так неуютно-то? Точно ощущал такое, когда играли с парнями в War Thunder. Временами было интересно, но всякий раз, когда игра предлагала получить улучшение вливанием реальных денег, становилось не по себе. Попытался разобраться в своих ощущениях.

Дисклеймер: речь пойдёт только о донате, дающем преимущества перед другими игроками. К безобидной покупке скинчиков отношусь крайне лояльно :з

Считаю, что удовольствие от игры, изначально, зависит от двух факторов: от предрасположенности к типу игры и от навыка играть конкретно в эту игру. Эти факторы я вижу не равнозначными, а вложенными друг в друга. Самый внешний — первый, который предрасположенность. Про него, думаю, понятно: кому-то нравятся шутеры, кому-то квесты. Кто-то проходит уровни по стелсу, кто-то подбирает дробовик и штампует врагов. Кто-то за протосов, кто-то за зергов. Если мне неинтересен жанр, скорей всего речи о втором факторе и не пойдёт — мне просто не захочется развивать навык таких игр. Но, допустим, мне интересно, и я решил потягаться с другими. Начинает влиять второй фактор.

Важно: я не имею ввиду момент знакомства с игрой. Часто бывает, что в начале увлекает именно неизвестность. Мир игры кажется необъятным, система навыков глубокой, квестов не сосчитать… Опустим первые шаги, там другие механизмы. Но вот прошло время, мы наловчились и готовы играть наравне с другими. Теперь-то речь о навыке. Насколько сильно мы насобачились играть в игру. Как хорошо знаем карту. Учитываем ли все свои способности, готовы ли к приёмам оппонентов. Не мне вам рассказывать. Вот здесь может ждать первое разочарование: когда понимаешь, что просто не готов уделять навыку столько времени, сколько могут другие.

Время — это вложение. Иной школьник может тренироваться с обеда по вечер. У меня такой возможности нет. Время является тем донатом, который кто-то уже вкладывает сильнее меня, получая преимущество в игре. Но навык идёт с играми бок о бок уже давно. К этому вложению мы толерантны: классические хардкорные игры приучили нас — без труда не вытянешь.

Есть третий фактор. Он ещё глубже, однако, опционален. Например, клава+мышь против геймпада. Здесь опять же может скрываться разочарование: техническая разница между игроками. Всякие там мышки с дополнительными кнопками. Или команда соперника использует голосовую связь, а наша только чат. И даже читерство отношу сюда. Как бы там ни было, с этим фактором мы встречаемся реже: консольщиков с геймпадами обычно держат на раздельных серверах с пёкараями, а за читерство строго наказывают. Но и эта проблема живёт рядом с играми уже давно.

Итого уже три фактора, определяющих наше удовольствие от игры. Повторюсь: предрасположенность к жанру, навык игры и техническая разница. Все три фактора существовали задолго до того, как в игры стало возможным перечислять реальные средства.

Теперь-то, наконец, появляется четвёртый фактор. Денежное вложение, донат. Кто-то может вкладывать в игру деньги, кто-то нет. Причём не всегда речь идёт именно о дороговизне: чаще всего много денег не просят. Имеет место сделка с совестью: готовы ли мы поступиться классическими представлениями об играх и вынуть ещё пару кирпичей из стенки, отделяющих реальный мир от виртуального. Ведь мы закидываем в игру уже настоящие деньги, из нашего мира. В такой момент уже сомневаюсь, что не играю в онлайн-казино, где рулетка замаскирована под видеоигру.

graph

Чем больше факторов накладывается на самое первоначальное, классическое представление об игре, тем сложнее ассоциировать процесс именно с игрой. Чем больше параметров, существующих вне игры, порождают разницу между игроками, тем меньше мне нравится играть.