Не в порядке

Приведу цепочку рассуждений. Как-то раз прочитал у Максима Ильяхова пост «Чему учиться у Людвига». Максим рассказывает, как писать так же хорошо, как арт-директор студии Артемия Лебедева. Меня зацепил пункт «Быть не в порядке». Максим лучше меня расскажет, что это значит вообще, а у меня про аниме.

Посмотрел хороший аниме-сериал «Шарлотта». Советовать, думаю, не стану: это прямо аниме-аниме, в отличие от «Города в котором меня нет» — эту картину-то я советую всем без исключения. А вот «Шарлотта» для уже привыкших ко всей этой анимешной приторности. Не подумайте, сериал действительно хороший, но всё же надо быть готовым к анимешной кавайности, к анимешной гиперболизации всех эмоций, к анимешному сторителлингу.

Как бы там ни было, пост не совсем о конкретном аниме. Скорей, оно просто продолжило у меня цепочку мыслей, начатую постом Ильяхова. Главные герои аниме, как правило, не в порядке. Очень не в порядке. Это ещё одна вещь, которая мне нравится в аниме: оно поднимает нашу планку толерантности.

Есть одно явление: не могу говорить за всех, но знаю, что распространённое. Попытаюсь описать. Сейчас будет ряд персонажей, может быть, сразу поймёте о чём я. Леонардо из черепашек ниндзя, красный рейнджер, Оптимус Прайм… это всё «главные» в своих командах, но далеко не всегда они получают призы зрительских симпатий. Всегда есть какой-то их «подопечный». Он харизматичнее, он ближе зрителю. Моя теория такая: нам редко нравятся «главные», потому что они в порядке. У них мало близких нам черт, ведь мы-то не в порядке. Надеюсь, не обижаю никого: думаю, мало кто дерзнёт сказать про себя, что он в полном порядке.

А персонаж, который явно не в порядке, нам нравится. Причём каждый находит себе героя в меру своей испорченности. Кстати, в этом вижу одно из достоинств «Игр престолов» (не особо жалуемых мной). Вот уж где точно персонажи не в порядке. Но это и интересно.

Так вот: аниме и планка толерантности. Герои аниме почти всегда не в порядке. Они уязвимы, у них не все дома. У кого-то мания величия. Кто-то боится людей и не выходит из дома. Кто-то просто болен. Кто-то калека. Про обычные комплексы вообще молчу. Аниме показывает нам разные девиации, даёт возможность принять их. Аниме предлагает нам сочувствовать главному герою, не смотря на его слабости. Конечно, я пишу про аниме с приемлемым ценностным стержнем: бывают и совершенно поехавшие произведения, где всё с ног на голову — их сейчас не рассматриваем.

Такой вот ещё один позитивный эффект аниме для меня: больше толерантности, больше эмпатии, меньше осуждения.

Город, в котором меня нет

Это отличнейшее произведение. Рекомендую всем ознакомиться. У аниме низкий порог входа: это просто история, рассказанная японской мультипликацией. «Анимешности» здесь почти нет… Чуть-чуть совсем есть.

Приводил тут любимый отрывок из одной серии.

Речь пойдёт про парня по имени Сатору. Он мечтает стать известным мангакой, но пока не особо получается. У него способность: Сатору чувствует надвигающиеся вокруг беды и возвращается на несколько минут назад во времени, чтобы предотвратить их. Однажды, способность срабатывает мощнее обычного… Сильно мощнее: 28-летний Сатору возвращается на 18 лет назад, когда он ходил в пятый класс. Получается желанный многими микс: взрослый, со всем нажитым опытом, человек возвращается в реальность своего детства. На это интересно смотреть.

Satoru

Но вернулся Сатору не просто так. Ему предстоит спасти от похищения и убийства свою одноклассницу: нелюдимую девочку из неблагополучной семьи — Кайо.

Вот такая хитрость: аниме и манга про школьников уже давно приелись, а тут как бы и не про школу — герою 28 лет, а потом раз — и про школу… А потом опять, бац — и снова не про школу. Но даже так, школа здесь не шаблонная для аниме. Не пошлая. Аниме показывает юность с самой хорошей стороны: когда всё трогательно, наивно и просто.

bokudakegainaimachi

Детство Сатору происходит в тихом заснеженном городе. Город показан хорошо — он как-то по-своему молчит весь сериал. Ощущение, что там и нет никого кроме героев. Это наводит уют: персонажей немного, следить за ними несложно. Повествование идёт в хорошем темпе, без внезапных ускорений и без тягомотины. Концовкой остался доволен.

Зверополис

Этот мультфильм произошёл со мной очень вовремя. Я не знаю, как точно описать его влияние, при этом не окунаясь в сопли. Он злободневный. Он трогательный. Он очень-очень добрый и действует на меня, как лекарство.

Я аки шестилетний ребёнок переживал за Джуди и Ника. Я вздыхал, я наклонялся ближе к экрану, я смеялся, и я еле не плакал. А ведь не великий поклонник поджанра «мультфильмы от Диснея». Много из последнего пропустил, но Зверополис пронял меня целиком.

Переезд в большой город, терпимость в обществе, стремление делать своё дело лучше и вытекающий из этого диссонанс с окружающими, повышенное чувство справедливости и вера в людей — понимаю, переживаю.

Загадочным для себя образом сходил на Зверополис три раза в кино (отредактировано позже: на момент написания поста было три, но в итоге сходил… 6 раз).

У мультфильма какой-то мощнейший датфил. Каждый раз выходил с мыслью: «Ну вот, но я-то не в Зверополисе». Здесь-то и ещё один важный посыл мультфильма: мир вокруг не волшебный, но это не должно ломать нас, а, иной раз, только подзадоривать.

— 100 штрафов? Щас ему, разбежался… Как насчёт… 200! К обеду!

P. S.