Перенасыщение

Я всегда с некоторым непониманием относился к людям, которые нарочито включают информационное вегетарианство. Может, встречали таких, например «отказываюсь от социальных медиа на месяц». «Не пользуюсь компьютером во время отпуска». «Неделя без интернета» и тому подобное. До сих пор отношусь к этому как к какому-то позерству… но теперь я чуть лучше понимаю такое поведение.

Информации слишком много. Она поступает так быстро и в таких количествах, что чувствуешь раздражительность. Я не хочу говорить, мол, «интернет делает нас злее», но я заметил за собой: ограничивая себя в этом благе, я чувствую себя спокойнее и, о мой бог, добрее. Когда «информации» становится слишком много (по работе ли, от безделья ли) начинаю перегреваться. Иногда нужно несколько минут на улице, прямо так, не одеваясь в верхнюю одежду — физически остыть.

Я пока не знаю, что делать с этим выводом, но точно вижу проблему перенасыщения.

Очень устал. Очень-очень.

Цитата

Услугами профессиональных дизайнеров пользуется немногие, тем не менее мы все так или иначе являемся потребителями и заказчиками дизайнерского продукта, не смотря на то, что большинство из нас этого не осознает и никогда ничего не заказывает.

Ральф Каплан, «С помощью дизайна»

Культурная победа

То ли из-за частого пребывания на работах папы в детстве, то ли из-за своей собственной работы, считаю, что культура — самое важное, что есть в жизни людей. Во всяком случае, у меня есть оправдание перед собой, чтобы думать так.

То есть музыка, которая нравится человеку — это не просто некоторое направление в развлечениях, которому он иногда уделяет время. Музыка — это очень важно. Кино, которое нравится человеку — это не просто повод лишний раз сходить в кинчик. Кино — это очень важно. Грамотность человека, его почерк, одежда, манера говорить — это не какие-то сторонние навыки, которыми можно хорошо владеть, а можно и не владеть. Внутренняя и внешняя «микрокультура» — это очень важно.

Если представить, что все эти вещи лишь приятные дополнения к какой-то «основной» жизни, которыми можно пренебречь — то что останется от этой «основной» жизни? Мы только и делаем, что пишем, говорим, выглядим, что-то слушаем, что-то смотрим. Ничего другого, в общем-то, и нет.

Ваша зона комфорта, чистота на улице, речь диктора на радио, общение в пазике, манеры продавщицы — это всё культура. Та самая культура, которая про музыку, кино и поэзию. Эти явления связаны куда теснее, чем принято думать. Представляете, если бы вахтёрша в общежитии любила фильм «Отель „Гранд Будапешт“»?

Вот вам Булгаков: «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат „бей разруху!“ — Я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более — людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!».

Я хочу сделать настолько безапелляционное заявление, что мне аж страшно: нравящиеся кино и музыка, привлекающие визуальные образы, привычка расставлять слова в предложениях — это вещи, определяющие человека.

В детстве папа ругал меня за мой почерк. Он говорил, что по почерку виден характер. Если рука безвольная, то вряд ли сам владелец далеко от неё ушёл. Понимаете? Навык красиво вырисовывать символы, которые в вашем языке обозначают буквы — важен. Нет, не говорю, что всем срочно идти в каллиграфы. Но писать разборчиво, и, о мой бог, да закатай ты уже губу, аккуратно — микрокультура каждого человека.

Репетитор по японскому показал прописи иероглифов. Как в первом классе мы вырисовывали буквы, по десять символов в ряд, так и тут. Только это иероглифы.

kana

Японские дети учатся писать на этом языке с детства. Всю жизнь они «рисуют» на своём языке. Думаю, не надо далеко ходить за объяснением, почему в этой стране так популярна манга и аниме культура.

Мы часто жалуемся: почему за рубежом снимают кино? Почему там делают музыку? Почему там все дизайнеры, а у нас «Уважаемые посетители!» набраны Монотайп Корсивой? Не потому что в семьях сплошь гении рождаются. А потому что дорожный рабочий убирает строительный мусор щёточкой.

Всё связано. Ребёнок увидел поганый эстетический уровень в лагере? Получаем богомерзкий торговый павильон, которым он через 30 лет руководит. Человека обругала продавщица? Вот он уже сам, как работник сервиса, хамит своим клиентам. И что я хочу сказать, если бы кто-то из этого замкнутого круга вдруг обратился к прекрасному, всё стало бы хорошо? Да.

Говорить, мол, если бы водитель автобуса любил Битлз, то мир был бы другой, конечно, банально. Разумеется это так. А вот что не банально: представляете, если бы бригадиру маршрута было не всё равно, что вешать у себя в автобусе? Представляете, если бы «Фиесте» было не всё равно, на что они заставляют смотреть множество-множество людей? Я даже вот что вброшу: представьте, что владельцам точек торговых рядов не плевать на облик города? Бойся не министра культуры, а культуры министра.

Можно придраться к моим тезисам: это я, что ли, от простого русского быдла культурности требую? Да. Вот вам замечательный Михаил Казиник.

В пятой «Цивилизации» есть несколько способов выиграть партию. Можно привести свою страну к технологической победе. Склоним голову и выдержим минуту молчания по этому методу. А ещё есть культурная победа. И вот вам последний вбросик: если даже техничке в стране не плевать на свою микрокультуру — это культурная победа.

Усталость

Ни в коем случае не имею права сетовать на старение (16-летний «я» из прошлого пристыдит, 30-летний «я» из будущего засмеёт), но таки усталость накапливается. Годика два назад помню, приду с работки и даже как-то силы ещё есть: можно дизайняши для себя порисовать, статьи за дизайн почитать, на дрибле позависать, биханс заценить… А теперь вот прихожу с работы и глаза бы мои в монитор больше не смотрели.

Новый русский дизайн

poster

Посмотрел, наконец, кино «Новый русский дизайн» — документальный фильм про… про «русский дизайн». Снято круто, на уровне, стильно, все дела. Смысловая составляющая-то тоже вся по делу, другое дело меня оттолкнул посыл. Сложилось впечатление, что русский дизайнер это обязательно какой-то циник, матершинник, вечно недовольный, ворчливый человек и вообще неприятный тип. В фильме — дизайнер не дизайнер, если он не поливает дерьмом окружающую неприветливую реальность. Почему-то сам образ профессионала показан через негатив. В общем, русский дизайнер по версии этого кино — человек с моделью поведения Тёмы Лебедева.

«Есть такие бренд-менеджеры, которых хочется убить». Ребят, ну что за дела? Русские комментарии на любом дрибле-бехансе всегда видать (и без всякой кириллицы :)

Не согласен капитально, не могу этого принять. Во всяком случае, не хочу быть профессионалом, которого описывает фильм.

Русский дизайн показывается как какой-то изувеченный уродец, которому вечно быть в догоняющих — то ли дело в Европе! Как ещё не надоело тиражировать этот меседж? Все потенциальные зрители фильма всё понимают — о хорошем бы посмотреть. А то всё жалобы, жалобы. Метафорично — это такая классическая чернушная русская драма. Псс, парень, ты вот вернулся из магазина домой — может ещё раз помусолим всю эту гадость, что ты там увидел? Да не хочу я. Позитива мне в фильме не хватило.

Заключение понравилось, оно-таки сделано на светлой ноте. Борис Трофимов говорит: «Да ремеслу-то 20 лет всего, молодое всё совсем, только-только начали что-то понимать».

Ещё нравится, что фильм хоть и весь такой по западным лекалам — монтажик модный, музычка, но несколько более «реальный», чем, например, стерильный «Objectified». В нём есть живые материи, вот например, грязь на клавиатуре, беспорядок на столе.

scr

Смотреть можно всем — фильм не какой-то там сугубо профессиональный. Речь о вполне общих материях.