Дизайн-образование

Владимир Шрейдер о дизайн-образовании: «Лекции приглашенных специалистов должны проходить с единственной целью. Самый робкий студент должен спросить лектора: „Покажи, что хорошего ты сделал?“. Это вполне тактичный вопрос, ответа на который у многих лекторов просто нет, поэтому главным объектом их деятельности становится коллекционирование чужого добра. Таких деятелей я называю „Глаз-алмаз-руки-в-жопе“: демонстрируя чужие работы и толстые книжки, обязательные к прочтению, эти ребята греются в лучах чужого профессионализма. Дизайн — это, в первую очередь, практика. Дизайнер-теоретик — это все равно, что повар-теоретик».

— Владимир Шрейдер

Limit your options

Как-то сидел и смотрел серию видео-уроков по звукозаписи от Graham Cochrane. Он делился своими основными принципами в работе и сказал крышесносящую для меня вещь: «Limit your options». «Ограничивайте свои возможности». Удивительно много смысла запаковано в такую простую фразу.

Этот принцип перекликается со 175-й главой Ководства — там Лебедев объясняет смысл ограничений в профессии дизайнера. Принцип этот, думаю, применим ещё много где.

Что-то похожее, очень давно, говорил мне папа: помню, у меня тогда порвалась струна на гитаре, а возможности купить новый комплект не было. Что делать, играл как мог. И что-то у меня какая-то темка интересная нарисовалась и папа сказал тогда: «Вот так правильно, ты используешь по максиму что есть».

Современное обилие выбора разбаловало нас. Вкупе с культом потребления — общество, буквально, заставляет тебя покупать новые вещи — человек начинает далеко уходить от сути. Когда у тебя есть один микрофон и одна гитара, все твои опции это… да просто ставить микрофон в разные места относительно гитары. Вот он твой эквалайзер — сидишь и ищешь лучшее место. Ты берёшь и делаешь, пытаешься делать лучшее из возможного, сам при этом становишься мастеровитей. А мог бы рыться в вариантах: подбирать микрофон, подбирать гитару — при этом не факт, разумеется, что найдёшь ожидаемый, лучший результат. Когда у тебя одна гитара и микрофон — это и есть твой единственный и лучший вариант.

Мы очень много надежд возлагаем на новые вещи. Считаем, что осталось только купить вон тот девайс, вон тот плагин и переехать на Мак — вот тогда работа пойдёт. Во всяком случае, маркетологи очень неплохо всё обставили. Смена Cubase на Pro Tools не делает музыку лучше или качественнее. Если тебе хватает цифрового дилея, тебе не нужно идти и покупать примочку, что бы реклама в журнале не говорила.

Ограниченность в средствах делает творца изобретательнее, хитрее, смекалистее, выносливее, изворотливее. Внезапно — индивидуальнее. В ограничениях мы все разные. Когда ты выходишь на, назовём его, профессиональный уровень — там всё более или менее у всех одинаковое. Ну вот есть стандарт качества: вся аппаратура стоит уже тысячи долларов, отличия минимальны.

Часто говорим: моя любимая группа уже не те, новые альбомы не нравятся, клипы не цепляют. Уверен, не малую роль здесь играет как раз полная удовлетворённость всем. Вот ребята начинали — всё, что у них было это какая-нибудь провинциальная студия недалеко. Аппаратура не ахти: сборная солянка из различного железа — вот он их собственный звук, он выделял группу среди других. Ограничений в форме много — что делать? Выжимать максимум из формы, заставлять содержание выжимать максимум из формы. Вот тогда ребята были те.

Они приходят к успеху — пишутся в Эбби Роуд… да все пишутся в Эбби Роуд. Всё в одни и те же усилители, в одни и те же примочки. Эта аппаратура может всё что угодно и чуть ли не сама вообще играет — зачем напрягаться?

Разумеется, разумеется иногда денежные вложения необходимы для достижения некой планки. Закон сохранения энергии никто не отменял — хочешь получить, нужно что-то вложить (необязательно деньги, но время точно). Но вот правило: вы сначала определяете свою планку — вспоминаем ту главу Ководства: ограничения — благо, а потом уже определяете необходимые средства. Ошибочно, непродуктивно делать наоборот: вкладывать и вкладывать, не видя своих горизонтов.

Неуважение к зрителю

Ещё хуже неуважение к зрителю, дизайн будто бы рассчитанный на тупых и безразличных. На самом деле, потребители графической информации часто бывают гораздо более образованны и вдумчивы, чем те, что эту информацию производит и представляет. И несмотря ни на что, руководящим принципом в работе над информационным дизайном должен быть тот факт, что наши зрители бдительны и внимательны, они могу быть заняты, могут хотеть побыстрее разобраться, но они вовсе не тупы. Ясность и простота не означают неполноценность. Неуважение к зрителю прорвется наружу и и помешает коммуникации. То, что Е.Б. Райт говорил о писательском ремесле, справедливо и для информационного дизайна: «Никто не сможет писать прилично до тех пор, пока не доверяет интеллекту читателя или же находится под властью предрассудков».

— Уильям Странк, Е.Б. Райт «Элементы стиля», Нью-Йорк, 1959.

В лагере

Работаю сейчас (и последующие три недели) в лагере — не теряйте!

У нас здесь отлично: без преувеличения скажу, что наша смена самая технически прокаченная. Чего стоит только наш бложек — corp.kidztom.ru. Полная резина, в колонку справа в прямом эфире транслируются фотки детей из инстаграма. Ну и вообще там интересно, помимо всего прочего, наша смена — отличная прививка детям от традиций «советского лагеризма».

Оставайтесь голодными

Как-то вот эта мысль совсем уж окольными путями до осознания добралась. Ну короче: решил в кое-то веки заценить что это за ништяк такой — «Бизнес-ланч». В обеденный перерыв пошёл в Перчини через дорогу. Господь, как же прекрасна была эта карбонара, тот эклер с тем капучино. Ну да не о том. Господь, как же после этого не хотелось ничего делать и возвращаться на работу. Как будто бы где-то в центре базовых инстинктов организма есть программа: ты должен быть сыт и должно быть тепло — остальное суета, не нужно. И вот ты сидишь в Перчини: тебе сыто, тебе тепло — все инстинктивные жизненные потребности выполнены, не надо ни куда идти. То есть может быть, тело догадывается, что чтобы было сыто, нужно сначала поработать. Но вот телу уже хорошо — фиг ты уговоришь его вертеться дальше. Ну, наверное, людям с врождённым скилом «Сила воли» это без труда, но ваш покорный слуга другой класс персонажа.

Это я всё к чему. Жора Работкин сболтнул однажды — «Stay hungry, stay foolish». Теперь я обрёл ещё одно понимание этой фразы, кроме очевидного «будьте жадными до ништяков». Грубо говоря: нужно всегда оставаться не до конца довольным, не полностью сытым, всегда за пол шага/шаг от зоны комфорта. Абсолютная удовлетворённость положением дел вокруг значит остановку, отсутствие мотивации — далее лень, апатия и деградация.

Я уже писал, чуть ли не год назад, что критический склад мышления — лучший из возможных. Ну вот мне +1 к аргументам.

Адаптивность

Дизайн должен быть адаптивным. И я не про сайты для мобильных гаджетов. Я про адаптивность дизайна к разным людям вообще.

Сейчас я расскажу вам про одну эмоцию, являющуюся в 90% случаев причиной непоняток между дизайнером и типичным русским Иваном заказчиком:

«Вот, страна моя Россия, на дне научно-технического и эстетического развития, я должен нарочито толкать её вперёд. Добавлять, навязывать и причинять новшества. Насильно. Брутфорсом. Клиент будет против, но кто он такой, чтобы стоять на пути будущего?! Я должен идти наперекор сложившимся устоям, ведь все они по умолчанию плохие».

Самым ярким примером этому я считаю знак рубля. Чем более «совковый» клиент, тем с большим наслаждением жестокий дизайнер делает ему эту неприятнейшею инъекцию. Возрастные клиенты не считывают знак рубля. Ну вот никак. Смотрят на новомодные плакаты и никак въехать не могут, где цена-то? Вам-то, молодые читатели, это может показаться абсурдным, но это к посту о том, что не все люди вне вашего круга общения шарят.

Дизайн должен помогать. Не должен мучить. Делаешь ты бумажку для дома культуры — ну не заценят там твои новомодные штуки, не покайфуют от знака рубля, не сфотаются в инстаграм рядом с правильно написанным телефонным номером. «Если я вместо +7 всё равно тыкну восьмёрку, нафиг эту белиберду пишут?».

Отсюда тезис — дизайн должен быть адаптивным. Делаешь плакат в магазин? А что на нём? Социальные товары для пенсионеров? «Руб.». Только «руб.», ничего другого не поймут. Взрослые люди уже, не переучишь. А вот если там реклама кофе на вынос в стаканчиках — вот тут-то как раз всех ништяков и ждут: здесь им место, здесь они не навредят, здесь их поймут и даже заценят.

Пенсионеры — это ваш IE6, который не способен показывать знак рубля.